Стоит ли менять скоростной режим?
Сенаторы Владимир Федоров и Вадим Тюльпанов выступили с новой инициативой, касающейся снижения скорости движения на 10 км/час в границах населенных пунктов. По мнению чиновников, автомобиль, который движется медленнее 50 км/час, более безопасен для пешеходов, не так активно загрязняет атмосферу и меньше шумит.
Сенаторы считают, что выписывать штрафы следует тем водителям, которые превысили скоростной режим на 10 км/ч, поскольку подобная практика уже устоялась в ряде цивилизованных государств. Важность этой меры подкрепляется весомым аргументом в виде длины тормозного пути, который при снижении скорости с 60 до 50 км/ч сокращается на целых 8 метров. Подобная практика позволит спасти жизнь многих пешеходов.
Несмотря на сокращение количества ДТП с участием пешеходов в целом по стране, этот тип аварии по-прежнему имеет удельный вес в размере 30% в общей структуре дорожных происшествий. В течение года в РФ зафиксировано 58 000 подобных случаев, из которых 7 000 завершились летальным исходом. Подавляющее большинство из них происходят в Санкт-Петербурге и Москве. В столице за минувший год погибли 402 пешехода, аналогичный показатель по области - 514 человек.
В 2015 году в РФ продолжилась положительная тенденция по снижению количества ДТП с участием пешеходов. Так на протяжении первых четырех месяцев текущего года на дорогах столицы пострадали 1 214 человек, из которых 89 лишились жизни. Официальная статистика ГИБДД гласит, что порядка 50% подобных аварий происходят по вине автолюбителей.
Инициативы по изменению скоростного режима нельзя назвать чем-то принципиально новым. Подобные предложения звучали и ранее. К примеру, в 2014 году ЦОДД выступил с предложением ограничить движение по Бульварному кольцу до скорости 40 км/час. Среди основных причин называли повышение уровня безопасности пешеходов и удобство передвижения жителей столицы. На основании научных исследований удалось выяснить, что автомобиль, движущийся со скоростью в 10 раз превышающей скорость идущего человека, создает мощный психологический дискомфорт. В ЦОДД посчитали, что на загруженности дорог Москвы нововведение практически не скажется.
По мнению специалистов популярного сервиса «Яндекс.Пробки», снижение интенсивности скоростного режима не будет способствовать образованию дополнительного количества пробок, а лишь уменьшит пропускную способность дорог в незначительном объеме. Среди негативных факторов – увеличение временных затрат на преодоление стандартного маршрута. В случае падения скорости с 60 до 50 км/ч среднестатистический московский водитель будет тратить на 20% больше времени на стандартную поездку, чем это было до вступивших в силу изменений.
Многочисленные эксперты соглашаются с внедрением подобной инициативы и ставят в пример нормы, действующие на территории ряда стран Европейского Союза. На основных дорогах большинства государств ЕС не разрешается разгоняться более 50 км/час, режим ограничения скорости в небольших переулках составляет и того меньше – до 30 км/час.
Другая группа специалистов утверждает, что сравнивать режимы движения небольших европейских городков с их узкими улочками и траффик на широких проспектах Москвы, по меньшей мере, не корректно. В городах ЕС помимо узких улочек установлено значительно больше светофоров и разогнаться в городской черте на легковом автомобиле в большинстве случаев неудобно даже технически. Поэтому перед очередной попыткой изменить скоростной режим рекомендуется подумать, а действительно ли россиянам будет удобен именно такой, европейский подход?